zhurav1ik (zhurav1ik) wrote,
zhurav1ik
zhurav1ik

Фильм "Аватар" - часть вторая, уровни погружения

Оригинал взят у renatar в Фильм "Аватар" - часть вторая, уровни погружения
В чем феномен фильма "Аватар"? Почему одни его хвалят, а другие слышать о нем не хотят? И почему идет такой шквал обсуждений по сравнению с другими фильмами? Я уже несколько дней читаю отзывы в Интернете, и понимаю, что тут богатейший материал для социологов, психологов, маркетологов и пр. специалистов. К некоторым выводам я уже пришла и хочу рассказать. Однако предупреждаю: не всем они могут понравиться. И если вы в себе ощущаете повышенный уровень цинизма или агрессии, то лучше не читать это. Мне просто жалко времени спорить с теми, кто думает на другом языке.



Только наберитесь терпения, будет длинно. Сначала об основных месседжах, потом о компромиссах, потом о психологии зрителей и т.д.
Сначала об идее фильма, что о нем думают? Цитаты выделены коричневым цветом, мой комментарий к ним - черным. Ссылки на источники под звездочками в конце каждой цитаты.

«Аватар» — это не один фильм, а как бы такая матрёшка из фильмов, вложенных один в другой. Каждый из этих фильмов относится к своему жанру, на другие не похожему, каждый из них в той или иной степени адаптирован под НФ и каждый из них в той или иной степени вторичен сюжетно. Поэтому когда в сети разгорается словесная баталия, суть её в итоге в 100% случаев сведется к тому, что один из спорящих пишет про одну «матрёшку», а другой — про совсем другую, и существование первой он не заметил вовсе или сумел успешно проигнорировать. Потому что это вовсе не трудно, когда в 2,5-часовом фильме, и правда, много, очень много, невероятно много всего.
* - обязательно прочтите по ссылке обо всех сюжетах! Повторять не буду, и так пост целиком опять не помещается в ЖЖ...



Что до идеи фильма, то я, как человек русский и критично настроенный, помимо явно подаваемой идеи "береги природу - твою мать!", увидел еще несколько подтекстов, которые, как мне кажется, не столь прямолинейны

Использование луков и стрел для охоты, чтение следов как книги, принесение молитв и слов о прощении у убитого животного, не убивать больше животных чем можешь съесть. А так же - гордый вождь, шаманы, Богиня-мать. Вам это ничего не напоминает? Думаю вам, как и мне, вспоминаются индейцы Северной Америки, какими их обычно показывают в кино. Фильм, как мне кажется, рассказывает эту историю. Историю истребления и покорения, а так же обмана и лжи по отношению к коренным народам Америки.

Хочу обратить внимание - в фильме показано "симбиотическое" общество - основанное на симбиозе (Симбиоз (от греч. συμ — «совместно» и βίος — «жизнь») — это взаимодействие и сосуществование представителей разных биологических видов). Причем "интерфейс взаимодействия" туземцев Пандоры с окружающими живыми существами осуществляется непосредственно объединением сознания обоих существ. Короче говоря - физиология и анатомия у них такая, что любой туземец может "подсоединиться" к любому живому существу на планете.

Слова режиссера, которые он говорит в каждом интервью, посвященном фильму "Аватар": что главный посыл фильма в том, чтобы призвать людей вернуться к природе, постараться взаимодействовать с ней, а не эксплуатировать ее.
*

Итак, отмечен этнографический слой фильма, экологический, история варварского покорения нужных земель и обращено внимание на необычность форм жизни через симбиоз.



Кэмерон, конечно же, снимал не развлекательную фантастическую картину о других мирах. Он делал актуальную картину про Землю и человечество. Обитатели Пандоры с их луками и стрелами ассоциируются с индейцами, а попытка завоевания Пандоры — с покорением Америки (которую в Европе принято именовать «открытием Нового Света») и уничтожением существовавших там культур. «Аватар», очевидно, о том, что цивилизация несет в себе много гадостей. Именно цивилизация порождает расизм. И именно цивилизация считает себя вправе нести «низшим народам» свои безусловные достижения, ломая их через колено, и не ждать милостей от природы, а брать ее богатства силой.
*

О разрушительно-пренебрежительном отношении цивилизации к т.н. "низшим культурам". А отсюда до ксенофобии - один шаг.



А вот и ксенофобия кинокритика:
облик обитателей Пандоры, у которых большую часть лица занимает плоский нос, украшенный светящимися точками. По бокам носа лучатся теплым желтым сиянием широко посаженные добрые и бессмысленные глаза. Мордашки эти рождают неприятное ощущение: сколько ни снимай, ни надевай обратно очки 3D, невозможно вычислить, где проходит та грань, за которой красота плавно перетекает в уродство, и какие пропорции человеческого лица нужно почти незаметно исказить, чтобы оно вызывало какой-то необъяснимый, нутряной ужас и желание двинуть простым и надежным земным кулаком в этот усаженный стразами инопланетный нос. *

Зрители вторят: Вот мир мне как раз не понравился. эти джунгли... эти страшные синие нави с кошачьими носами *

Если внешний облик на'ви вызывает неприязнь, то, скорее всего, другой цвет кожи жителей Земли, форма носа, чужой акцент также способны у таких людей вызвать неприязнь. Тот, кому все равно, через 5 минут привыкает к необычному облику не таких, как он людей, и часто даже не замечает разницы.



На фоне поднимающейся в наше время ксенофобии людей друг к другу, не говоря уже об инопланетянах, особенно важна вот эта мысль в фильме:
Очень важно: в большинстве фантастических блокбастеров авторы - на стороне людей, часто сражающихся с мерзкими чужими или компьютерным разумом, иные "положительные" расы часто представлены только как экзотика. А здесь наконец-то автор на стороне инопланетян, хотя и гуманоидов, но совершенно чужих по устройству общества.
*

Это, кстати, новая мысль, нестандартный поворот сюжета, который многие проглядели. Таких разных мыслей в фильме очень много, надо только увидеть и осознать. Даже в этом кадре можно многое увидеть:



И, кстати, заметьте: в нашем мире нет полностью новых сюжетов. Ни одного. Нигде. Все уже в той или иной степени было.

Уже нашлись умники, заявляющие, что сюжет примитивен. Друзья! Примитивен ли Гомер? Шекспир? Сервантес? Пушкин, Гоголь? Музыка Моцарта или Чайковского примитивна? Когда ты знакомишься с совершенным классическим произведением, ты понимаешь, что оно может развиваться только так, как оно развивается, и никак иначе. Задним числом это всегда очевидно.
Если же сама идея фильма покажется примитивной... извините, но это, в конечном счете, главный вопрос всех времен и народов - "в чем смысл жизни", без шуток. Кэмерон считает, что смысл жизни - в гармонии всего живого, а душа дана живым существам, чтобы любить. Ай, как же просто, как же примитивно. Ну простите Кэмерона, он всего лишь рассказал тысячелетнюю истину новым способом
*

Любовь. В нашем пресыщенном мире, где секс - предмет купли и продажи, где можно сходиться и бросать любящих тебя людей и не нести никакой ответственности за это, где прославляются закрученные сюжеты с бесконечными изменами и терзаниями героев, конечно, "Аватар" примитивен.
Но клянусь, я ни в одном фильме не видела столько нежности любящих людей друг к другу, столько трепетности и светлости чувств. Столько теплой и искренней радости!



Столько заботы в глазах, не требующих ничего взамен на фото ниже! Искренние чувства, нежность во взглядах, забота... этого осталось в мире очень мало. Если удастся фильмом их возродить - уже за это он будет великим.



Зачем вообще обсуждать блокбастеры. В конце концов, есть крутое интеллектуальное кино, к которому применимо определение "настоящее". На второй вопрос ответить легко. Блокбастеры не просто размягчают мозги. Они несут определенный меседж. "Кино - важнейшее из искусств", в том числе потому, что оно в какой-то мере отражает общественное мнение, одновременно играя и активную роль - формируя и перестраивая его. А у блокбастеров к тому же огромная аудитория.
* - кстати, почитайте по ссылке, там очень много как раз сказано о влиянии цивилизации на разных этапах. Весьма поучительно.



Но поговорим о блокбастерах. Очень часто потому что фильм коммерческий, ему отказывают в глубине мысли - это как если блондинка, то умом не блещет. Расхожий стереотип. :-) Но тут Кэмерону действительно пришлось пойти на компромисс:

Что касается основной идеи фильма - поставленные вопросы действительно могли прозвучать более остро. Но Камерон похоже человек весьма неглупый, и не грузит аудиторию кардинально. Добротный коммерческий продукт, в котором тем не менее звучат темы выбора в сложных обстоятельствах, права сильного, самодостаточности, отношения разных культур.
*

Для того, чтобы донести идеи, пришлось пожертвовать некоторыми вещами. Например правдоподобием облика на'ви с точки зрения биологов. :-)

Дело в том, что Кэмерон не просто гениальный режиссер, он - гениальный коммерческий режиссер. Антропоморфность инопланетян - важнейшее условие для успеха этого весьма рискованного проекта, поскольку фига с два ты соберешь кассу на демонстрации брачных ритуалов трехголовых шипастых звероящеров.
*

Кстати, хочу показать вам первоначальные эскизы внешнего облика аборигенов Пандоры:



Ну и как, вызывают они у вас симпатию? ;-)



Тот, без кого эти образы были бы невозможны:



Такие концепты:



Были сделаны скульптурные изображения:



3D-визуализации:



Как видите, работа шла в сторону большей привлекательности образов:



Потому что привлекательность на'ви была важна для того, чтобы внимание зрителя не отвлекалось от главной идеи фильма - мира и добра.



Будь это дитя природы менее привлекательным, мы бы получили кино с интеллектуальными терзаниями выбора. Критикам и отдельным интеллектуалам понравилось бы. Остальные равнодушно дожевали бы свой попкорн и забыли бы о фильме на следующий день.



Хорошее обобщенное мнение о фильме:
Любое действо задумывается его создателем с определённой целью. Вкладываются идеи, мечты, мораль… Что-то получается, что-то нет. Но для каждого зрителя действа встаёт вопрос этот в его личной интерпретации. Все люди разные и стоят на разных ступеньках бесконечной лестницы к совершенству, и согласно этой, сугубо личной, качественной позиции ищут и находят близкое им по духу.

Желание угодить всем никогда не было похвальным, потому как ориентировано на среднестатистическое большинство людей, которое по своему определению, к сожалению, не блещет ничем. Но то, что картинка качественна и впечатляюща, никак не является минусом. Точно так же, как и эмоциональная атмосфера сопереживания героям. Просто каждому — своё.

Так что я для себя нашёл в картине? Как и все остальные — только то, что лично мне дорого. И только потому, что оно там есть. А есть там ЛЮДИ, которым не нужно ничего лишнего и у которых есть всё. Которые намного выше забрались по лестнице совершенства в вопросах чести, любви и совести. И то, что именно любовь (не греховно-плотская и даже не романтически-мечтательная её вариации) должна победить сугубо материалистические рационализм, выгоду, алчность не взирая на раздутое деление существ на расы, национальности и вероисповедание — вот единственно верная мечта. Идея. Мораль.

P.S. И очень жаль, что люди, так любящие видеть это в кино, в жизни всегда всё делают наоборот. От нищеты духа, видимо.

*



К сожалению, если бы фильм был снят по-другому, массовый зритель на него бы не пошел. А очень важно донести идеи до как можно большего числа людей. Кэмерон не зря в интервью переживал, как люди воспримут его сознательное упрощение. Более того, он апеллировал здесь к подсознанию базовыми образами, архетипами.

Это сознательно примененный в сценарии архетип (архетипичный сюжет), поэтому и кажется, что ноги растут из множества разных мест. Кэмерон же, как и другие его коллеги, очень хорошо знаком с разработками Джозефа Кэмпбелла.
Он, кстати, и сам сказал, что в основу сценария он положил буквально всю фантастику, которую когда-либо читал.

*

И поэтому много положительных откликов именно от тех, кто привык работать с архетипами.

Можно увидеть в Аватаре только офигенные спецэффекты, боевых роботов и классные вертолетики (таково будет восприятие ребенка). Можно - впечатляющую компьютерную графику (смотреть обязательно в 3D!) и стандартную, но добротно рассказанную историю о морпехе-Герое (главное в отзывах большинства взрослых). Можно экологическую историю, где Живая Природа побеждает техногенную цивилизацию (прежде всего это увидят "зеленые").
Кемерон конечно же читал книги Кастанеды, поэтому и живущему в магической картине мира (особенно таким ущербным как я - не видящим Союзников, энергию напрямую, редко посещающим иные миры в сновИдении) будет на что посмотреть в "Аватаре". И более того - фильм окажется полезным - он мотивирует идти по пути

*



Кэмерон прыгнул выше головы. Он облек это во внешне простую оболочку, чтобы дошло до всех. Как бы объяснить это? Приведу одну легенду - в свое время жрецы Древнего Египта предвидя, что их цивилизация падет, совещались, как лучше сохранить свои знания в лихолетье грядущих тысячелетий. И придумали игральные карты. И теперь кто-то просто в них играет, а для кого-то они инструмент для иных вещей.

Я имею в виду, что здесь форма неоднозначна и смыслов очень много. Кто-то купился на внешние эффекты, кто-то увидел мораль, кто-то сюжет. А в комплексе мало кто сумел увидеть все целиком. Но то, что Кэмерон сумел сделать так, что каждый увидел что-то свое, а не однозначно одно и то же - делает его Мастером. Вы много разных сюжетов выкопаете из Терминатора?



данный фильм - отражение сознания Камерона, его лучшей части. Ну вот да, он любит природу, ощущает, что в мире всё взаимосвязано, и что люди своей чёрствостью и алчностью губят эти прекрасные качества и в себе, и во внешнем мире. И Аватар как посыл миру - чтоб хоть кто-то призадумался.

Фильм - просто добрая сказка: вечный тезис - добро и зло мы можем взрастить и подавить сами. Природу - нужно беречь, а любовь это дар.
*



Пучков ака Гоблин:
Впечатления от фильма двойственные. С одной стороны — небывалые технологии и небывалые же красоты. Очень красиво, ярко и красочно — отвал башки. Плюс 3D. C другой стороны, набором идей гражданин Кэмерон поразил так, что даже не знаю, что сказать. Ни железной поступи терминатора, ни свирепости чужих — ничего нет вообще. Такое чувство, что в подводных экспедициях у Джеймса что-то повредилось в голове.
*

А люди посчитали классические приемы отсутствием сюжета. Давайте посмотрим, что они пишут:

Камерон классный ремесленник, он подал отличную, но пресную картинку.

Просто, если режиссер берется за такую тему, то будь добр выжать зрителя досуха, а так вышел фильм из разряд BBC "планета Пандора", + пиф-паф-бдддыххх

*

Зажрались, лавровый лист не едят...©



Жаль, что Кэмерону не хватило смелости убить главного героя (без всяких там переселений) или героиню. Или в конце забабахать армаду Земных кораблей, чтобы у местных не осталось иллюзий, что прогресс и жажда наживы всегда побеждают. Это было бы более реальнее что-ли, все-таки формат фильма - фантастика, а не сказка. А так - ни то, не се в плане концовки. Слабину дал Джеймс.

Стало страшно, в каком мире я живу... Смотрите сами:

Эх фильму бы мяcца, как в Район #9, добрые кончины злодеев без крови и мучений напрягали. Снято красиво, 3д супер, Сигурни красотка, сюжет ни о чем. Интересно, а привычку снимать красиво и глупо, Кэмерон у Бэя подхватил? А этот дешевый ход, как в Звездных войнах, когда уже всё, половина добряков погибли под вражескими пулями, герой харкается кровью на коленях перед злодеем, и тут происходит что то, что меняет их местами. В данном случае голубым эльфам помогла матушка природа. Хоть бы умер кто в конце что ли, нет не эпизодические Сигурни и Родригес, их даже видно не было, потому не жалко, а кто-нить из главных героев, чтобы хоть на слезу пробило
*



Я все ждал, когда же техническая ущербность туземцев будет компенсирована наличием у них супер-мозга планетного масштаба. Ну, думал, может, внезапно вулкан проснется на базе землян или они с ума начнут сходить. Или что-нибудь другое необъяснимое, ну жуткое начнет твориться. Так нет - местная фауна побежала затаптывать танки копытами.
*

А понять, что мир Пандоры построен на равновесии, сложно? Нельзя стрелять из пушки по воробям...

Самое обидное, что история сама по себе должна, просто обязана, была быть интересной. Но ведь был и реальный прототип в очень похожей ситуации. Гонсало Герреро, конкистадор такой был, тоже воевал со своими, отказался от своей веры, учил индейцев воевать. Потом погиб в бою со своими бывшими коллегами. Только мотиваций у него была куча и все доступные пониманию: золото/власть/слава/страх/местные царьки в родственниках со стороны жены. А тут у главного героя только несколько извращенный интерес до местной скво. А с виду ведь нормальный, чуть правда покалеченный на производстве, кусок мяса с рудиментами мозгов. И вдруг отказ от своей расы (он Homo Sapiens, вообще-то, с соответствующими психологией и предпочтениями), всего своего мира. Ну, ладно, не "расы и мира", а "алчной корпорации", то это дело не меняет, не так ли? А всё почему? А не понятно, нам не говорят ничего убедительного. Может для спец.эффектов? Или предполагается, что носитель "общегуманоидных ценностей" не мог поступить иначе"?

Вот и получается, что тут единственный живой персонаж - это полковник-конкистадор (ну прям-таки Кортес и Альварадо в одном флаконе. Только чисто вымытый и без вшей. А остальное поголовье - наполненные попкорном куклы различной степени внешней привлекательности.

*

Майлз Куоритч (Miles Quaritch) понятнее для низшего уровня сознания, которому доступен лишь "извращенный интерес до местной скво". Поэтому большинству зрителей он нравится, простой в своих действиях, без лишних рефлексий. И в то же время эти же зрители хотят сложностей?



Вот еще злоба пышет из каждого слова:
Какое чудовищное разочарование. Какая потрясающая пустышка. Ну точно груша из папье-маше: на вид охренительно красиво, внутри - жеванная бумага. Сюжет собран из блоков по книжке для чайников, рояли в кустах так часты, что как-то даже неловко за аффтаров, ни единой свежей идеи, ни единого сюжетного хода, который не предсказывался за 1,5 часа, ни единого персонажа, который не был бы бесстыдной штамповкой.
Честное слово, у меня после этого фильма какая-то вот личная, смертная обида на Кэмерона возникла. Я такого не испытывала уже не помню сколько лет. Он меня, получается, держит за идиотку, которой кроме летающих медуз, ничего в кино не надо. И получается, что я такая идиотка и есть, раз деньги ему отдала за эту поделку.

*

Считаете, человек имеет право на свое мнение и оно может быть правильным? А вот посмотрите, дальше раскрывается подлинная сущность автора:
Таких в любом боевичке пятачок за пучок. Хотя в конце я за него болела, да - но только потому что от буколических инопланетян (тм), живущих в единении с природой (тм) блевать тянуло конкретно.
*

А вот в противовес мнение другого человека, причем сострадательного, делающего много для детей инвалидов:
и это не только фантастика, но и полный глубокого, философского смысла фильм с четким сюжетом, который ничуть не перекрывают, а только дополняют и раскрывают восхитительные спецэффекты. и это действительно что-то новое в кинематографе, хотя Кэмерон написал этот сценарий еще в 1995 году. кстати, впервые в кино я переживала не за своих, не за человеков - за них мне было скорее стыдно.
название фильма - Аватар - однозначно не случайно и имеет прямое отношение к термину из философии индуизма

*



Иными словами, чем богаче человек духовно, тем больше он видит в этом фильме. И чем больше злобы, цинизма, агрессии, ложной интеллектуальности, тем менее он видит в нем. Он алчет зрелищ и новых сюжетов, ибо уже пресыщен до такой степени, что не способен почувствовать мощнейший светлый посыл этого фильма. Быть может, последнего луча света в этом мире. Никогда еще за последнее время не удавалось снять такого чистого фильма...

на Аватаре побоялись
* - чего бояться? Прекрасного мира Пандоры?



Страшно, когда люди нищие духом...
Приведу цитату из книги "Час Быка" Ефремова:

Вир Норин подошел к машине для определения способностей, стараясь проникнуться чувствами тормансианина, приехавшего в столицу издалека (чем дальше от центра, тем хуже обстояло дело с образованием и уровнем быта), чтобы найти здесь обновление своей жизни. Он проделал перечисленные в таблице манипуляции. В окошечке наверху вспыхнул оранжевый свет, и бесстрастный голос рявкнул на весь зал: "Умственные способности низкие, психическое развитие ниже среднестоличного, туп и глуп, но мышечная реакция превосходная. Советую искать работу водителя местного транспорта".
Вир Норин хотел было сказать им, что подобная характеристика не соответствует его представлению о себе, но понял, что объясняться бесполезно. Впрочем, он быстро понял кажущуюся нелепость выводов автомата. Машина запрограммирована соответственно нормам Торманса, она не в состоянии понять показатели, ушедшие за пределы высшего уровня, и неизбежно посчитала их за пределами низшего уровня. То же самое случилось бы и с тормансианином выдающихся способностей

*

Так и для многих зрителей вся сложность фильма оказалась недоступной и ее посчитали пределами низшего уровня, не желая ни думать, ни понимать, ни хотя бы прочувствовать...



Еще из Ефремова:
При всей своей тупости тормансианин не прочитал на прекрасном лице своей жертвы ни страха, ни гнева. Только удивление и жалость, да, именно обращенную к нему жалость! Необычайная психологическая сила девушки что-то пробудила в его темной душе.
- Что стал? Бей еще! - крикнул один из его приятелей.
- Прочь! - Шотшек вне себя замахнулся на него.
Чеди медленно склонилась на бок и распростерлась на камнях у ног Шотшека. В беспомощной сломленности девушки Земли уходило в небытие столько чистой и бесконечно далекой красоты, что Шотшек, вдруг почувствовал невыносимую скорбь и раскаяние, словно его разорвали надвое. "Кжи" не умели справляться со столь необычными переживаниями. Шотшек смог преодолеть их только одним путем. Заскрежетав зубами, он выхватил длинную трехгранную иглу, с размахом вонзил ее себе в грудь, достав до сердца, и грохнулся, откатившись на несколько шагов от Чеди.

*

Люди, как и Шотшек, разучились понимать красоту... Она для них примитивна.



Но в оправдание многих полагаю также, что фильм снят по новой технологии, в этом варианте 3D идет большая нагрузка на глаза и мозг, зрелище долгое и непривычное, можно устать. Фильм-то экспериментальный и репрезентативной выборки о том, как он подействует на человеческую физиологию, еще не было.

Добавьте сюда сложность сюжета, более яркие спецэффекты - да у многих просто мозги расплавятся. Может, и нет. А может, и да. И будет куча судебных исков - в Америке это просто. Дело новое и сразу ставить завышенные требования - глупо.

И вот, кстати, подтверждение такого ментального "перегруза" у одного из зрителей:
всё конечно круто...но так тяжеловато, и перенасыщенно
*



Можно пойти по более простому пути, воспринять фильм как сказку и отключить внутреннего критика. В этом есть свои плюсы и свои минусы. И опять же это зависит от морального уровня зрителя.

На тему отключения мозгов:
Я знала, что "Аватар" - не артхауз, а фантастический боевик, и мозги включать не надо. Отключила последние мозги и пошла посмотреть на компьютерные спецэффекты, которые создавались аж 14 лет. А когда я отключаю мозги, у меня почему-то обостряются чувства. И чувство, которое я вынесла из зала, было более чем странным. Может восхищение смешиваться с разочарованием? Я всегда думала, что нет. Оказалось - может.

Я включила мозги обратно и они поведали мне следующее. Спецэффекты восхитительны, сценарий - ужасен. Вернее, сценарий - обычный боевик, но на фоне спецэффектов он - ужасен. Я поняла, что хочу с теми же героями и обстановкой - но совсем другую сказку. По-моему, есть что-то глубоко неправильное в том, чтобы создать целый фантастический мир с массой деталей - и заставить этот мир проиграть старый боян про то, как добро побеждает хорошо вооруженное зло с помощью перочинного ножика и волшебной магии, если, конечно, это добро как следует разозлить. Ну, не без потерь, конечно: многие на стороне добра оказались непоправимо убитыми; видимо, чтобы финальный поцелуй влюбленных обошелся без свидетелей, а то неприлично.

*

Добро разозлить... поцелуй неприличен... Сплошные комплексы зрителя, а не беспристрастный обзор.



Следующий уровень отключения:

Немного не понимаю разговоры про "примитивность", "глупость", "посредственность" сюжета Аватара. Видишь картинку = видишь сюжет. Восприятие идет не через голову. Кэмерон изменил последовательность - вместо "мы понимаем то, что видим" он заставил глаза думать и переводить эти "размышления" в эмоции... как-то так
* - этот путь лучше, он апеллирует к эмоциональной составляющей.



Когда Вы не сравниваете, все ничтожество и все величие исчезает. Вы есть, Вы просто здесь. Маленький куст или большое дерево — не важно. Ты являешься самим собой. Лист травы также необходим, как величайшая звезда. Этот голос кукушки также велик, как любой Будда: мир был бы менее богат, если бы кукушка исчезла. Посмотри вокруг. Всё необходимо, и все хороши вместе. Это органическое единство, никто не выше и никто не ниже, никто не важнее, никто не ничтожнее. Все несравнимо уникальны и необходимы. В этом религия осознания.
* - это то, о чем толкуют психологи - о принятии мира таким, какой он есть. И тогда негатив просто уходит, становится ненужным.



Это фильм не для холодного рассудка и аналитических умствований. Его нужно воспринимать не умом.
И к этому, собственно и призывают - учиться слушать себя, погружаться в себя.

Знаете, это вот как с желаниями, пока чего-то очень хочешь, ничего не получается. А если их отпустить от себя, расслабиться, начинает получаться. Отпустите то, что видите на экране, просто живите этим и вы вдруг почувствуете, как внутри вас поднимается что-то светлое и доброе, что-то, чем хочется поделиться.

А тот, кто не может этого сделать, получает чувство опустошенности, банальной досады и злобы - а сюжет-то примитивный! Примитивным был подход, вы не сумели раскрыться полностью, не сумели без страха и упрека показать то, что у вас внутри, не сумели этим впитать живительный источник. И тем самым себя наказали. Не Кэмерон виноват в этом...

Хорошее сравнение - когда занимаетесь любовью с любимым человеком, вы думаете о том, что это банально? Что сюжет уже был не раз? Подсчитываете ли количество ощущений и потом устраиваете партнеру критический разбор? Вы просто живете этим да еще некоторую пользу от этого получаете, в плане здоровья, например. :-)



Кстати, вот еще мнение:
Для просмотра этого фильма жизненно необходима лопата. Во время показа рекламы и трейлеров этой лопатой надо стукнуть по башке внутреннего циника, а потом ею же закопать поглубже, чтобы он в ближайшие 3 часа не вылез. После этого можно расслабиться и начать получать незамутненное детское удовольствие.
*

Повторюсь - это известный прием и у психологов и у мистиков.



И теперь о светлых чувствах, ради которых стоит жить:

Живой мир, в котором все кинематографические и компьютерные навороты притерты друг к другу так плотно и так естественно, что внимание на них уже не фиксируется: ты просто попадаешь в этот фантастически реальный мир.

Только сейчас понял, как можно сформулировать внутреннее какое-то отношение к фильму: это сон. Сон, после которого просыпаешься либо в слезах - потому что нет никакой возможности, никакого желания уходить оттуда, потому что там невозможно прекрасно. Либо носишь воспоминание этого сна в душе, в самых глубоких и потаенных, только для себя, уголках, рядом с детскими мечтами и самыми солнечными ощущениями.


При всей моей любви к Терминатору, Бездне, Чужим - Аватар, это нечто иное. Нечто за гранью обычных оценок.

Во время просмотра ты прикасаешься к совершенству, но потом выходишь, и теплый комочек этого совершенства светится в тебе. И ты ощущаешь себя прекрасной и совершенной, и мир вокруг тоже ощущаешь таким. И свою связь с этим миром. Гармонию, красоту, силу..
*

Я поняла, поняла! Аватар - это одна очень положительная эмоция, которой тебя "шарахает" и сносит крышу
* Это есть. Я сама вышла из кинотеатра несколько оглушенной и с желанием нести свет...



У меня был настоящий отходняк, сразу после фильма зашли в магазин, и у меня там потекли слёзы как будто меня тоже из аватара вытащили.
*

Называть это "соплями"? Знаете, лучше уж так, чем та волна агрессии, что я показала выше.

И человеческую агрессивность и тягу к разрушению нельзя совместить с находящейся в равновесии Эйвой. Вот и получается, что получается
*



И помните - когда вы говорите о том, что в фильме ничего особенного нет, кроме компьютерных эффектов, вы убиваете Красоту, то светлое и доброе, что еще осталось на дне человеческих душ. И если все человечество станет таким, оно заслуживает того, чтобы его изгоняли не только с Пандоры, но и с собственной планеты.

Неожиданнее другое — идеология «Аватара». Раньше лишь редкие маргиналы, например Кира Муратова, ставили человечеству ноль. Теперь безоговорочный приговор человечеству выносит массовый кинематограф.
*

Кэмерон расставил точки над i. Его окончательный приговор человечеству основывается на том, что человечество жаждет сломать природу. Потому оно глупое и недостойно сожаления. Кэмерон, видимо, классический зеленый. Есть идеи, что Земля — единое живое существо. Пандора в «Аватаре» (отражение нашей Земли) — тоже живое существо, с которой ощущают связь местные жители. Поэтому их и Пандору одолеть невозможно.
*



Но Кэмерон вовсе не делает приговора всему человечеству, как это поспешили заявить многие, он оставляет надежду:

Джейк вернулся к самому себе, гармоничному, равновесному, взрослому, дающему, цельному и глубинно связанному духовно и физически с прекрасным окружающим миром, пусть новым. То, от чего ушли земляне. Это возвращение, а не побег.
*



И на фоне этого такие отзывы четко дают понять, что наш мир пока что катится в бездну...

И заодно про «Аватар». Да, визуально хорош. Но сюжет... мало того, что сама тема воспевания Древней и Самобытной Культуры меня не трогает, так сценарий ещё и дыряв. А самое плохое, что подобные фильмы как бы говорят любителям конкистадоров, крестоносцев и колонизаторов, что взгляда с другой стороны фронтира нам не дождаться, ибо властвует сплошное «платить и каяться».
*

Не платить и каяться, а всем существом, наконец, понять, что это не нужно вообще.

И, кстати - распространенная ошибка! Здесь не воспевается Древняя и Самобытная Культура. Как ни удивительно, уровень цивилизации на'ви выше земного, он просто иной и обманчиво схож с примитивными культурами Земли. Доказательства? Например: для поддержки сознания оператора в теле аватара аппаратура должна работать постоянно, при смерти оператора его сознание не остается в аватаре, навечно переселить сознание в аватар земная аппаратура не может, но зато это может Большое Дерево.



Вот почему люди и на'ви не смогли договориться? Потому что разум людей засорен многими вещами и модель поведения на'ви кажется примитивной. Человек Земли мыслит стандартными клише, не позволяющими увидеть ситуацию с другой стороны. А все, что для нас непонятно - глупо. Вот почему именно Джейку удалось установить контакт - его простой образ жизни позволил не засорить свой мозг штампами и клише и он смог увидеть все как есть.

Пост слишком большой, продолжаю его ниже в комменте: http://renatar.livejournal.com/289283.html?thread=13688323#t13688323

Новые ссылки по теме: http://renatar.livejournal.com/289283.html?thread=13925123#t13925123

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments